Геометрия в дизайне: разрабатываем интерьер, используя формулу Пифагора

При оценке красоты фасада, интерьера или отдельного изображения мы руководствуемся не только разумом. Есть принципы, найденные математиками и воплощённые художниками, которые люди применяют бессознательно, оценивая облик помещения или рисунок как гармоничный или, напротив, неприятный для глаза.

Речь о золотом сечении, которое открыл ещё Пифагор. Великий грек заметил, что в природе часто встречаются объекты, разделённые деталями или осями на две неравные части. Меньшая из частей относится к большей так же, как большая — к целому объекту. Если вы присмотритесь, то тоже увидите, что подобное соотношение величин встречается в растительном и животном царствах. Яркий пример — человеческое тело («божественная пропорция» Пифагора воплотилась в Витрувианском человеке Леонардо Да Винчи).

Иллюстрация показывает построение пропорций золотого сечения. Спираль Фибоначчи — графическое выражение числового ряда, в котором каждый следующий элемент равен сумме двух предыдущих.

Принцип золотого сечения в интерьере

Правило третей логически вытекает из теории золотого сечения и используется художниками, архитекторами, скульпторами и фотографами. Это базовый принцип дизайна. Композиция, наиболее крупный и выразительный элемент которой находится на расстоянии одной трети от краёв изображения, неосознанно считывается как гармоничная.

Если в нашем распоряжении — пустая квартира, оформление которой нужно продумать, стоит сразу измерить значимые габариты: длину, ширину комнат, высоту потолков. Отметьте на плане расположение дверных проёмов и окон — это тоже интерьерные акценты. Визуализация пропорций очень полезна, поскольку с ней даже без точных расчётов легко увидеть, как расположить крупную мебель, цветовые и смысловые акценты.

Учёные считают правило «золотой пропорции» не свойством физического мира, а психологическим феноменом. Это доказывают факты:

  • ещё до того как было сформулировано правило, человечество успело создать много произведений, полностью ему соответствующих (старинные церкви и костёлы, живописные работы и т. п.);
  • когда людям предлагали красиво сложить лист бумаги, 85% участников эксперимента сделали складку на расстоянии ⅓ от края длинной стороны. 

Легче оформить в соответствии с принципом золотого сечения интерьер в одном из лаконичных стилей, без вычурного декора, мелких деталей и драпировок. Дизайн будет выглядеть эффектно, хотя зрители даже не задумаются о том, почему простота так радует глаз. 

Минимализм

Обстановка минимализма — это утилитарность, отсутствие «украшений ради украшений» и много свободного пространства. Подходящий вариант для того, чтобы расставить акценты так, как нам нужно, при этом в комнате останется много воздуха и света.

В минимализме немного декоративных элементов, и их тоже стоит располагать согласно золотому сечению. Например, на фото ниже вписанная в общий стиль картина хорошо иллюстрирует правило третей.

Пример того, что внутри большого помещения могут удачно расположиться маленькие объекты, подчинённые общей закономерности.

Сканди (нордик)

Скандинавская стилистика близка минимализму, но у неё есть особенности:

  • белые и пастельные оттенки, помогающие северянам, живущим в суровом климате, привносить в дом больше света и делать его просторнее визуально;
  • редкие цветовые акценты (в отличие от минимализма и модерна, допускающих сочные, насыщенные детали);
  • натуральные материалы (в основном дерево) или их имитации.

Дизайн в стиле нордик функционален, но выглядит приятно и создаёт впечатление уюта. Сканди любит прямые линии и по большей части отвергает завитушки, поэтому найти в любом предмете обстановки или соблюсти в проекте правило третей не представляет трудности.

Если повернуть шкаф на 90°, получится практически Нотр-Дам де Пари — собор, пропорции которого часто приводят в пример как отвечающие правилу третей.

Mid-century modern (мидсенчури)

Стиль, родившийся в середине XX века, менее лаконичен, чем два предыдущих, но значительно более практичен и схематичен, чем прежний модерн, тяготевший к роскоши. Упор при выборе мебели для интерьера мидсенчури делается на простоту, эргономику, удобство. Декоративные детали минорны по отношению к комфорту.

Обилие естественного освещения и свободного пространства в сочетании с геометричностью форм дают богатые возможности для воплощения «божественной пропорции». В неё оказываются вовлечены картины на стенах, икебаны в вазах, живые растения и светильники.

И столик с натюрмортом и лампой на первом, и зеркало на втором снимке — характерные примеры расположения сюжетных акцентов в соответствии с правилом третей. Заметно, что дизайнер не вычислял точные размеры, но это и не понадобилось: приблизительный расчёт выполняет свои задачи

Золотое сечение часто применяется дизайнерами и даже людьми, далёкими от дизайна, — интуитивно. Тем не менее лучше сознательно учитывать основные принципы: это экономит время при планировке жилого пространства. Вариант расстановки мебели, относительного расположения вещей и украшений, созданный по правилам пропорции третей, скорее всего, с первого раза окажется удачным.

Хороший дизайнер — человек, который быстро оценивает исходный материал и часто пользуется правилом третей, симметрией и другими выразительными приёмами. Их может изучить каждый человек, но, как правило, у нас нет на это времени. Для многих это становится поводом для обращения к специалисту.


Контакты

+7 913 791-91-61
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

© Дизайн-студия Sverchok
© Дизайн-студия Sverchok